Эта операция, как, впрочем, и все другие, о которых уже шла речь, довольно проста. Резчик, оценив пресс-форму, цепляет ее крючком за край, обычно это согнутый гвоздь или открывашка для пивных банок, закрепленные на верстаке, и хирургическим лезвием делает несколько пробных разрезов. Он должен высвободить модель таким образом, чтобы две половинки разрезанной формы потом можно было бы плотно и точно соединить вновь. Поэтому резчик начинает разрезать форму либо с четырьмя замками по углам по типу «папа-мама», либо пилообразно по всему периметру.

Разрезание пресс-формы

Разрезание пресс-формы

Покончив с этим, он может переходить к следующему этапу — действительно ручной работы по извлечению модели из формы. Модель полностью «утоплена» в форме, что невозможно точно сказать, где именно она находится. Поэтому, лучшее, что может сделать резчик, это, полагаясь на свою память, как можно дальше раскрыть края взрезанной формы, пока не начнут проявляться контуры модели. Когда контуры модели станут более или менее различимы, можно выбирать место расположения финальных резов, подходя к этому разумно.
Однако, в отличие от операции литья и вулканизации, где хороший результат гарантирован, если вы более или менее соблюли предписанные правила, качество пресс-формы, в первую очередь, зависит от мастерства и опыта резчика. В принципе, разрезать форму пополам и вынуть модель по силам кому угодно, но только опытный резчик-специалист способен сделать так, чтобы впоследствии ни при литье, ни при финишной обработке проблем не возникало.
Хорошему резчику требуется знать и помнить многое и, в первую очередь — конечную цель: восковка из формы должна быть вынута в идеальном состоянии. Если еще теплую и пластичную восковую модель приходится вынимать из резиновой формы, выкручивая и поворачивая ее, то неизбежны искажения формы. Все эти искажения и перекосы потом будут многократно воспроизводиться в каждой копии. Поэтому первоочередная задача резчика — определить, как проще и без помех вынуть ее из формы. При плоском изделии затруднений не возникает; резчик делает разрез по периметру, тогда пресс-форма разделяется пополам, и восковка просто вынимается. А вот, например, кольцо, особенно украшенное высокой выпуклой верхушкой, требует применения более сложных приемов, чтобы восковку из формы можно было вынуть без искажений формы. Вообще, чем сложнее изделие, тем более оно оказывается для резчика проверкой на мастерство и находчивость.

Пресс-форма

Пресс-форма

Однако существуют проблемы, решить которые не под силу даже самому лучшему резчику. И это задача уже дизайнера/модельщика — решить, что возможно, а что нет при разрезании формы. К примеру, пустотелый филигранный шарик совершенно невозможно изготовить целиком в резиновой форме: нет возможности извлечь резину из внутренности модели, поскольку при плавлении резина затекает внутрь серебряной модели. Чтобы создать пустотелое изделие, модельщику следует выдать его литейщику в виде двух половинок. Тогда вырезать каждую полусферу по окружности и вынуть из формы для резчика — минутное дело. После полировки обе половинки спаиваются и образуют единое целое. По той же схеме решается проблема с любым пустотелым объектом: он отливается в виде двух половинок, в пресс-форме он также воспроизводится не целиком, а в виде двух половинок, которые затем спаиваются.
Точно так же не удается без перекосов и искажений вынуть из формы и изделия со сложными поднутрениями. Следует избегать любых «узких мест». Например, большую полую бусину, расположенную на плоской поверхности, можно воспроизвести в резине — для резины, чтобы заполнить полость, имеющегося отверстия достаточно, но то, что является в модели пустым, в резине становится цельным, и после изготовления восковки сжать резиновый шарик, чтобы удалить его из оттуда без ее искажения, не представляется возможным. Один из способов избежать этого: ширина полости не должна превышать диаметра отверстия, даже если при этом внутренняя полость окажется одинаковой толщины на всю глубину. Впрочем, очень глубоких выемок лучше, по возможности, вообще, избегать, поскольку вокруг больших, объемных полостей рези¬на сжимается неравномерно, отчего восковка местами истончается. Со стороны модельщика, дабы получить чистое, качественное изделие, в этой ситуации требуется элементарное понимание принципов изготовления пресс-формы, а также доброе согласие между ним и резчиком: они ведь в любом случае сотрудники и, следовательно, единомышленники.

rezina2На этом важном решении — каким способом разрезать форму, чтобы извлекать восковку с наименьшим ущербом для нее — работа резчика не заканчивается. Теперь ему нужно подумать, на какой участок поверхности модели попа дет разрез. Этот момент — своеобразный экзамен резчику на мастерство, ибо, где бы он его ни провел, обязательно возникает линия воскового наплыва, поскольку воск просачивается в неизбежную щель между двумя половинками формы. Нередко резчику приходится выбирать: либо провести разрез по самой замысловато резной детали изделия, либо хотя бы отчасти пожертвовать сохранностью восковки. Для ювелира неудачно сделанный разрез означает дополнительную, часто совершенно лишнюю, многочасовую очистку, а, порой, приходится по каждой вновь отлитой детали заново делать и резьбу.
В принципе, резчик, стремясь, в первую очередь, не усложнять процесс последующей зачистки, старается провести разрез по краю изделия. Такой «шрам» и удалить легче: ювелир просто опиливает края отливки, и все следы разреза сглаживаются. Если же такой вариант «не проходит», резчик делает разрез поперек самой широкой ровной поверхности, предпочтительнее, по выпуклой, чтобы ювелиру легче было его потом опилить или зашлифовать. Если же и это не получается, то разрез делают в самой незаметной детали, обычно, в задней части изделия или там, куда потом будут крепиться другие литые детали или оправы для камней.
Но вот, наконец-то вопрос о разрезе решен, разрез проведен, и серебряная модель извлечена из формы. Теперь резчику нужно навести на форму «косметику». Вспомогательные резы, которые делаются во внутренней поверхности пресс-формы, чтобы легче было вынимать восковку, тоже сделаны. Недочеты, прежде ускользнувшие от взгляда модельщика и теперь проявившиеся в виде каких-то вздутий и морщинок, выжигаются нагретым инструментом. Если нужно, прямо в резине прорезаются дополнительные заливочные каналы, для усиления движения воска через центральный литник. Хотя более важно увеличить сечение каналов, оказавшихся слишком тонкими, чтобы обеспечить более легкий доступ воску в полость резиновой формы.

06.05.2010

Написать комментарий

Теги:

,

В связи с тем что Российская Федерация ведет с Украиной не объявленную войну мы временно прекращаем обслуживание заказов с территории РФ.

Исключения не предусмотрены.

Работа с гражданами РФ будет возобновлена после возвращения оккупированных территорий, выплаты Украине репараций и введения в России внешнего управления.

Наша компания занимается изготовлением индивидуальных подарков.